Родителям

Интервью с логопедом

О развитии ребёнка можно судить по развитию его речи. Сначала малыш умильно лопочет, потом пробует говорить своё первое слово, потом осваивает всё новые и новые слова и фразы. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка. Об особенностях развития речи у детей нам расскажет учитель-дефектолог, логопед центра развития ребёнка «Академия детства» Пецык Ирина Григорьевна.
— Ирина Григорьевна, я слышала, что мальчики начинают говорить позже девочек. Можно верить этому утверждению?
— Да, по статистике, у девочек речь развивается раньше и быстрее, чем у мальчиков. Это конечно нельзя считать правилом, потому что на развитие малыша влияет очень много разных факторов, но в большинстве случаев мальчики действительно начинают говорить позже девочек. На это есть несколько причин. Во-первых, нужно учитывать природную предпосылку. Дело в том, что изначальные задачи у мальчиков и у девочек разные: у девочек это рождение потомства, накопление опыта, передача его будущим поколениям. Это, конечно же, предполагает обмен информацией, соответственно, речь у них должна развиваться быстрее. Мальчики занимаются освоением новых территорий, добычей пищи и всяких благ. Соответственно, речь у них играет менее важную роль.
Ещё есть такое понятие, как биологический возраст. Его тоже можно считать причиной, по которой девочки начинают говорить раньше. Даже процесс беременности происходит по-разному: девочки вынашиваются дольше и рождаются уже более зрелыми, мальчики же рождаются раньше и соответственно дозревают уже вне материнской утробы. Поэтому мальчики и говорить, и ходить часто начинают позже девочек.
Ещё одна причина кроется в физиологии. Дело в том, что мозговые полушария у мальчиков развиты очень хорошо, как левое, которое отвечает за речь и интеллект, так и правое, которое отвечает за пространственное мышление. Но те пучки нервных волокон, которые соединяют эти полушария у мальчиков очень тонкие. Они хуже передают информацию от одного полушария к другому, чем у девочек. Получается, что мальчик много знает, но ему трудно облечь свои знания в речевую форму.
— Скажите, мальчики начинают говорить позже всегда или на это влияют ещё какие-то факторы?
— Это вовсе не закон. Совершенно не обязательно, что какой-то конкретный мальчик непременно должен заговорить позже какой-то конкретной девочки. Существует множество причин, которые могут повлиять на развитие малыша: наследственность, детские болезни, какая-либо патология при беременности. Если у мальчика с этим всё в порядке, то его речь вполне может развиваться так же как и у девочек.
Я бы хотела предостеречь родителей, которые считают, что для мальчика нормально заговорить позже. Если малышу два года, а он не лопочет и не агукает, то это уже тревожный сигнал. Вообще, первая речь складывается ещё до года, а к двум годам, как правило, кроха может похвастаться и большим словарным запасом и фразовой речью.
— Как родители могут помочь малышу развивать речь?
— Независимо от каких-либо предпосылок, малыш будет хорошо говорить только тогда, когда родители с самого его рождения активно участвуют в развитии речи ребёнка. Не надо думать, что ребенок ещё слишком маленький и ничего не понимает. Он всё прекрасно понимает и, если с ним заниматься, он начнёт развиваться гораздо быстрее. Чем больше вы говорите, тем больше ребёнок понимает и тем быстрее он начнёт говорить. Нужно обязательно называть всё вокруг, объяснять происходящее простыми фразами. Тогда малышу будет гораздо проще научиться говорить.
— Как родители могут понять, своевременно ли развивается речь у их малютки?
— Существуют нормы развития речи у детей. Малыш, конечно, не обязан следовать этим нормам день в день, но, если отклонение значительное, то это уже повод обратиться к специалисту. Причём, сначала к психоневрологу, чтобы проверить ребёнка на возможные отклонения, а затем к логопеду, который обязательно поможет крохе заговорить. Лучше лишний раз перестраховаться, чем запустить какую-нибудь болезнь. Кстати, мальчики больше подвержены логопедическим болезням, чем девочки. С медицинской точки зрения это не объяснить, но на практике, среди детей с логопедическими проблемами большинство — мальчики.
— Скажите, а с какими проблемами чаще всего обращаются к логопеду?
— Наиболее частый логопедический диагноз — это дислалия. Проще говоря, это нарушение звукопроизношения. Ребенок произносит какой-то звук не правильно, или не произносит его вообще, заменяет его более легким звуком. Такие вещи в принципе свойственны детям до пяти лет. Но при этом всё равно с малышом нужно заниматься: слушать его речь, поправлять его, если он говорит неправильно. Конечно, малыш не научится говорить, если он слышит вокруг себя неправильную речь.
— Почему так важно приучить ребёнка к правильной речи, ведь достаточно многие люди картавят, например и нормально живут при этом?
— Дело в том, что логопедические проблемы у малютки могут повлечь за собой проблемы в обучении. Помимо психологических проблем, когда ребёнок просто начинает стесняться говорить, возникают проблемы и с чтением, с письмом. К тому же у речи две стороны: понимание и воспроизведение. Редко бывает, что пострадала одна. Таким образом, из-за каких-то неправильных звуков, процесс обучения для ребёнка может стать совсем не лучшим периодом в жизни.

Людмила Овчинникова,
Журнал «Маленькое Чудо»